?

Log in

No account? Create an account
13 вересень 2010 @ 15:09 О переходе через керченский пролив
Настрій: busybusy
О переходе через керченский пролив

Город Керчь - очень древний населенный пункт, основанный еще эллинами. В период с 5 столетия до н.э. до 4 столетия н.э. под названием Пантикапей он был столицей Боспорокога царства. Позже, в 9-11 столетиях н.э. город под названием Корчев входил в Тьмутараканское древнерусское княжество.

Варианты мостового перехода через Керченский пролив


Город играл важную роль в обеспечении транспортных связей стран древнего мира. Он располагался на Великом Шелковом пути, соединяющем Китай с Европой. Не потерял он своего значения и в наше время.
Во время Великой Отечественной Войны немецко-фашистские захватчики для обеспечения своего наступления на Индию пытались построить автодорожный мост через Керченский пролив, для него на крымском берегу были заготовлены большие запасы цемента и металлоконструкций - длинномерных широкополочных двутавровых балок высотой 1.0 м и свай из шпунта и швеллера. При освобождении Крыма весной 1944 года по решению Государственного Комитета Обороны СССР была принята попытка построить временный железнодорожный однопутный мост из заготовленных немцами металлоконструкций.
Строительство довольно подробно описано в статьях главного инженера проекта Руденка М.С., к.т.н., Лауреата Ленинской Премии, Заслуженного строителя в журнале "Транспортное строительства":
1. Статья Титул ЭК" в №6 2000 г.;
2. Статья "Мост через Керченский пролив" в №6 1 991 г.
Мост строился по северному варианту между косой Чушка и поселком Опасное, севернее Керчи. Мост длиной 4452 м имел пролеты 13,6 м; 27,3 м и в русловой части два горизонтально-поворотных пролета 55 м для пропуска судов.
Строительство моста было в основном закончено осенью 1944 года, а 3 ноября 1944 года по нему прошел первый поезд от станции Крым до станции Кавказ. После Ялтинской конференции руководителей государств антигитлеровской коалиции в феврале 1945 года по мосту прошел из Крыма на Кавказ особо охраняемый поезд.
А 18-20 февраля 1945 г. произошло разрушение части моста ледоходом. Ледяные поля под действием ветра и течения надвигались на мост со стороны Азовского моря. Под давлением льда были разрушены 15 промежуточных пролетов, большинство пролетных строений упали в море.
После этой "ледовой" аварии попытки строительства постоянного моста через Керченский пролив, как в высоком уровне, так и с разводным пролетом, руководством страны не предпринимались.
Керченский пролив обеспечивает сообщение между Черным и Азовским морями. Протяженность пролива около 25 км, ширина от 4,5 км в северной части в районе косы Чушка до 16 км в районе острова-косы Тузла. Направление с юга на север. Глубина пролива в северной части 5-8 м, а в южной - 3-6 м.
Движение морских судов между Черным и Азовским Морями осуществляется по Керчь-Еникальскому судоходному морскому каналу - искусственному углублению в дне пролива глубиной 8-10 м шириной 120 м, расположенному примерно в 2,5 км от крымского берега.
По проливу проходят крупнотоннажные суда длиной 150-240 м высотой над уровнем воды до 50 м, а также платформы для бурения скважин на нефть и газ на шельфе морей высотой 94 м.
Общее количества проходящих по проливу судов в год превышает 21 тысячу, в том числе крупнотоннажных более 500.
Керченский пролив ограничен с востока, на российском берегу, Таманским полуостровом, а с запада, на украинском берегу, Керченским полуостровам.
Таманский полуостров представляет собой холмистую равнину, слаба наклоненную к морю, с грядами в центральной части. Береговая линия полуострова изрезана заливами и лиманами.
Керченский полуостров характеризуется холмистым рельефам, сформированным узкими холмами, грядами, разделенными пологими понижениями различной площади. Склоны холмов и гряд имеют крутизну 10-35?.
Берега Керченского пролива частично низменные и заболоченные с песчаными косами [Чушка, Тузла], местами обрывисты и скалисты. Водообмен через пролив обусловлен в основном ветрами и стоком вод Азовского моря.
Уровень воды в проливе зависит от многих факторов, главным из которых являются колебания уровней Черного и Азовского морей, в основном в следствие ветрового нагона и сгона. Годовая амплитуда колебаний уровней воды от 35 до 97 см. Максимальная скорость течения воды в проливе отмечена 0,98 м/с.
Лед в проливе появляется ежегодно. В основном его приносит из Азовского моря северо-восточными ветрами.
В проливе наблюдаются штормы большой силы, особенно зимой. Последний шторм 11 октября 2007 года послужил причиной затопления нескольких судов с попаданием в воду нефти и серы, что привело к серьезным экологическим загрязнением побережья крымского полуострова.
Среднегодовая скорость ветра над Керченским проливом по наблюдениям метеостанции колеблется в пределах 4-8 м/с. Наибольшей скоростью в течение года обладают северо-восточные и восточные ветры. Максимальная скорость ветра превысила 40 м/с в сентябре 1956 г. при северном ветре. Нередка скорасть достигает 28 м/с при ветрах восточного и северо-восточного направлений.
Керченский пролив расположен в районе высокой сейсмической активности. Интенсивность сейсмического воздействия в баллах [сейсмичность] района пересечения пролива составляет 9 баллов при 1% вероятности превышения и особо ответственном объекте [мост или тоннель).
Характерной особенностью геологического строения участка в районе перехода является сравнительно высокое залегание кровли коренных глинистых пород вблизи Крымского берега пролива и резкое понижение их до глубины 60 м в восточной части пролива. Выше коренных пород лежат очень слабые илистые грунты.
С учетом высокой сейсмичности района и сложности инженерно-геологических условий маловероятным представляется строительство транспортного перехода через Керченский пролив в виде тоннеля.
На предварительных стадиях подготовки к проектированию и строительству перехода предлагается к рассмотрению предложение о размещении на переходе одного пути железной дороги и четырех полос автодвижения.
Предварительно величина судоходного пролета моста должна составлять не менее 320 м - до 500 м на Керчь-Еникальском морском судоходном канале.
Для разработки предварительно предлагаются четыре варианта расположения моста:
1 . Северный, в районе мыса Фонарь на выходе пролива в Аэовское море;
Э. Жуковский, в районе существующей паромной переправы;
3. Еникальский, южнее паромной переправы, между мысом Еникале и южной оконечностью косы Чушка;
4. Тузлинский. в районе старой крепости, южнее мыса Ак-Бурун [Белый] на остров - косу Туэла.
Серьезным недостатком северного варианта является возможность навала на мост крупногабаритных ледовых полей из Азовского моря, вероятность закупорки пролива льдом. Этот же недостаток, хотя и в меньшей степени, характерен и для жуковского и еникальского вариантов, кроме того, жуковский вариант расположен на резком переломе Керчь-Еникальского морского канала, что неприемлемо по условиям судоходства.
Низкие берега и расположенные на крымском берегу населенные пункты Жуковка, Опасное, Синягино затрудняют подход к мосту с габаритом под ним более 50 м, что также являются недостатками жуковского и еникальского вариантов.
Недостатком еникальского варианта является также выход на южную оконечность косы Чушка, за которой большая акватория Таманского залива.
Недостатком тузлинского варианта является его прохождение над точкой перелома Керчь-Еникальского морского канала, рядом с перегрузочным рейдом порта Керчь. Преимуществом тузлинского варианта является высокий крымский берег [почти в ровень с мостом, нет необходимости подниматься на мост]. Это позволит уменьшить длину моста, хотя возможно потребуется увеличение величины судоходного пролета.
Предварительное сравнение вариантов расположения моста через Керченский пролив по ситуационным условиям и условиям судоходства показывает преимущество тузлинского варианта, который расположен в наиболее узком месте пролива, где судоходство ограничено с крымской стороны высоким крутым берегом, а с кавказской стороны мелководьем и островом-косой Тузла.
К дальнейшей проработке рекомендуется в первую очередь принять тузлинский вариант расположения моста.
Транспортный переход через Керченский пролив является ключевым элементом международного транспортного коридора Ягодин -Одесса - Керчь, критского коридора "Балтика - Черное море" и одновременно частью автомагистрали вокруг Черного моря Черноморского Экономического Содружества.
Учитывая вышеизложенное, необходимо признать, что сооружение транспортного переходе через Керченский пролив по ситуационным, климатическим, инженерно-геологическим, сейсмическим и прочим условиям является чрезвычайно сложной технической проблемой, требующей огромных материальных, финансовых и трудовых затрат. Для ее решения требуется проведения большого объема предпроектных, изыскательских, проектных работ большим коллективом научных и инженерно-технических сотрудников институтов и организаций различных профилей в течение продолжительного периода времени при серьезном финансовом обеспечении.
Решение проблемы по силам современной технике при объединении усилий России и Украины.

ГЛАДЧЕНКО И.Ф. - заместитель главного инженера, института "Киевсоюздорпроект".
(Транспортное строительство Украины / №1(9)/2008)


Читайте также:
История строительства и разрушения моста через Керченский пролив

About this Entry
metrobuildivec
[User Picture Icon]
From:pro_dz
Date:13 вересня 2010 12:49 (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо, интересно.
ps много несуразицы после распознования - поправте.
[User Picture Icon]
From:metrobuildivec
Date:13 вересня 2010 13:14 (UTC)
(Permanent Link)
спасибо поправил, без вас бы точно ничего не делал бы.
[User Picture Icon]
From:myury
Date:13 вересня 2010 14:29 (UTC)
(Permanent Link)
Если глянуть на той же Викимапии, то видно, что сразу напротив Тузлы - крепость Керчь, которая наверняка представляет немалую историческую ценность. Не в курсе, что в связи с этим? А то как бы не вышло, как в Химках...
[User Picture Icon]
From:metrobuildivec
Date:13 вересня 2010 14:41 (UTC)
(Permanent Link)
что леса жалко?
или пару непонятно откуда собранных камней? :)

Обойдут, не переживай. викимапия - это три локтя по карте.
[User Picture Icon]
From:myury
Date:13 вересня 2010 15:02 (UTC)
(Permanent Link)
Та не, на химкинский лес мне всё равно. Просто воя будет, если что... :)

Настораживает что "по ситуцианному анализу... тузловский вариант лучший", а в ситуационном варианте про крепость и надо было громко сказать. Если делать как на схеме выше "под линейку", то как раз в середину крепости и упрутся - http://mycrimea.su/kerch/museums/fortress/img/plan.gif . Надо обходить северней или южнее, а это - лишних пару километров моста (при общей длине через пролив - километра 3), могут зажлобиться. Хотя тут вроде "наши деды воевали" - есть шанс, что не располовинят музей.